МЧД Машиночитаемая доверенность
МЧД (Машиночитаемая доверенность) – это доверенность, оформленная в электронной форме на сотрудника компании, дающая ему право производить подписание документов электронной подписью от лица компании (юр.лицо или ИП).
Подготовьтесь к изменениям – оформите бесплатный предзаказ
С МЧД подписывайте:
отчеты в ФНС и СФР
ЭДО с контрагентами
счета, реализации, поступления
транспортные накладные
Что это значит?
С этой даты ЭЦП будут выпускаться только на физическое лицо (ФЛ), ЭЦП на юр. лица - больше не будут. Для представления интересов организации сотрудники используют ЭП физлица вместе с МЧД, заверенной ЭП первого лица компании-работодателя.
По новым правилам электронной подписью организации сможет пользоваться только руководитель, имеющий право действовать без доверенности, а электронной подписью ИП — только сам индивидуальный предприниматель.
В МДЧ указана информация о доверителе, представителе (уполномоченному работнику) и полномочиях, которые он получает. У МЧД есть еще одно название, более разговорное — электронная доверенность.
Что делать с текущими сертификатами?
Можно еще успеть выпустить сертификат на ЮЛ без использования МЧД, но действовать он будет только до 31 августа 2024
Новый сертификат выпускается на физическое лицо с последующим использованием машиночитаемой доверенности
Как получить машиночитаемую доверенность?
Получите КЭП руководителя
Обновите при необходимости КЭП руководителя в ФНС или УЦ. Иначе вы не сможете оформить МЧД на сотрудника
Получите КЭП на сотрудника
Получите КЭП физлица на сотрудников, которые подписывают электронные документы
Оформите МЧД на сотрудника
МЧД можно оформить через удостоверяющий центр или в ФНС
Сохраните МЧД в информационной системе
Зарегистрируйте МЧД в ФНС и ФСС, и настройте работу с МЧД и КЭП в учетной системе
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18.08.2021 года 857 «Об утверждении единых требований к формам доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи» утверждено требование создавать машиночитаемые доверенности в формате xml (по сути это файл xml).
МЧД должна содержать:
Основные виды МЧД
МЧД ФНС
B2B доверенность — для обмена с контрагентами, в том числе для работы с электронными передаточными документами. И B2G — для сдачи налоговой отчётности. Электронная подпись отсоединённая
МЧД ФСС
Применяется в системе электронного документооборота и в будущем, на портале Социального фонда России. Электронная подпись присоединённая — XML-формат
Прочие МЧД
Разрабатываются для различных специализированных информационных систем на основании Приказа Минцифры РФ от 18.08.2021 858
Не все госпорталы поддерживают определённые виды машиночитаемой доверенности. Например, B2G делалась ФНС, и другие ведомства с ней работать не могут.
В марте 2023 года на портале Госуслуг появился новый единый формат МЧД версии 003, разработанный Минцифрой. Этот формат машиночитаемой доверенности изначально предназначен для упрощения взаимодействия с контрагентами и почти со всеми государственными органами. Он позволяет использовать один документ вместо двух, объединяя возможности форматов B2B (бизнес-к-бизнесу) и B2G (бизнес-к-государству).
Как использовать МЧД в ЕГАИС?
МЧД используется только для выпуска сертификата RSA - это можно сделать на домашней странице УТМ. Без него RSA выпустить можно только с сертификатом руководителя, т.е. только на 1 точку, для остальных точек необходимы сертификаты ФЛ с МЧД. МЧД для работы в ЕГАИС обладает особыми кодировками, поэтому вы не сможете использовать её в других системах (УПД).
Как сформировать МЧД?
1. Выпустить МЧД на сайте ФНС (https://m4d.nalog.gov.ru/)
2. Выпустить МЧД через удостоверяющий центр (список центров ограничен)
Готовы Вам помочь с выпуском МЧД, а также выпуском ЭЦП на физлицо и настройкой МЧД в вашей учетной системе
Консультация ни к чему Вас не обязывает. Наши специалисты ответят на все ваши вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы
Руководитель имеет возможность выдавать сотрудникам Машиночитаемые Доверенности (МЧД), которые позволяют наделять полномочиями и передавать их другим лицам. Это позволяет руководителю избежать необходимости подписывать все МЧД компании. При этом действуют следующие правила.
Руководитель юридического лица, глава филиала или представительство юридического лица (в соответствии со статьей 187 Гражданского кодекса Российской Федерации) имеют право самостоятельно выдавать МЧД с правом передоверия. Нотариальное удостоверение для подобных МЧД не требуется.
В остальных случаях, когда МЧД выдается в порядке передоверия, необходимо получить нотариальное удостоверение. Например, если бухгалтер передает доверенность другому сотруднику, требуется обратиться к нотариусу.
Важно помнить, что в цепочке передоверия МЧД всегда есть первичная, "родительская" или "корневая" доверенность. Если эта доверенность перестает действовать, то все последующие передоверенные также перестают быть действительными.
Руководитель (директор) может отозвать машиночитаемую доверенность. Для этого нужно отправить заявление на отзыв в информационную систему, где МЧД хранится. Каждая система устанавливает свою форму для заполнения такого заявления.
Также сам сотрудник может принять решение отказаться от своих полномочий. Для этого ему необходимо подписать отказ с использованием собственного сертификата.
Машиночитаемая доверенность (МЧД) существенно отличается от электронной копии бумажной доверенности. МЧД имеет специальный формат и требования к содержанию. Всю необходимую информацию из МЧД информационная система или сервис (программа) могут автоматически считывать, что невозможно сделать со скан-копией.
МЧД безопасно хранится одновременно в нескольких информационных блокчейн-системах следующих организаций: операторов электронного документооборота, аккредитованных удостоверяющих центров, ФНС России и Минцифры.
Подписывается МЧД электронной подписью единоличного исполнительного органа (Генеральный Директор, ИП).
Если функции Генерального директора юридического лица выполняются другим юридическим лицом, то МЧД подписывается ЕИО уже этого юридического лица.
Полномочия в МЧД — это действия, которыми руководитель наделяет своего представителя для работы с документами. По классификатору руководитель сможет быстро назначать необходимые права для работы с документами должностному лицу.
Когда компания является крупной и активно действующей организацией, она сталкивается с необходимостью формирования и обработки большого числа доверенностей. Для удобства был создан распределенный реестр ФНС. Он представляет собой инновационную технологическую платформу, которая использует принципы блокчейна для создания надежного и прозрачного хранилища данных. Основное преимущество распределенного реестра ФНС России заключается в том, что он позволяет автоматизировать и упростить процессы связанные с налоговыми обязательствами. Использование распределенного реестра обеспечивает прозрачность и надежность процесса проверки МЧД.
- Комментарии